Пьеса Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1966) — остроумный и философский пересмотр шекспировского «Гамлета», рассказанный через призму второстепенных персонажей.
Двое придворных, Розенкранц и Гильденстерн, оказываются втянуты в события трагедии, не понимая ни своей роли, ни смысла происходящего.
Стоппард сочетает абсурдистский юмор, экзистенциальные размышления и игру с театральными условностями. Герои, будучи в ловушке предопределённого сюжета, безуспешно пытаются осмыслить свою судьбу, задаваясь вопросами о случайности, свободе воли и природе реальности. Пьеса стала классикой театра абсурда и метадрамы, предлагая зрителю взгляд «из-за кулис» на великую трагедию Шекспира.
Впервые «РиГ» была поставлена в 1967 году в Национальном театре Великобритании. Говоря об истории пьесы на отечественной сцене, то в разные годы к этому произведению обращались ведущие театры обеих столиц. В Москве — спектакль Евгения Арье, премьера которого состоялась на сцене Театра им. Вл. Маяковского. В Петербурге пьесу ставили на сцене легендарного БДТ и в авангардном «Приюте комедианта». Также произведение ставилось в театрах Екатеринбурга, Новосибирска и Казани.