Вуди Аллен в своем фильме «Мужья и жены» (1992) создает резкий, проницательный и неудобно честный портрет отношений, брака и сложностей любви. В фильмографии Аллена картина выделяется своей откровенностью в изображении эмоциональных бурь и отходом от более легкомысленного, комедийного стиля. Снятый в псевдодокументальной манере с использованием ручных камер и интервью, фильм кажется интимным и почти вуайеристским, погружая зрителя в хаотичные жизни своих персонажей.
Сюжет вращается вокруг двух пар: Гейба и Джуди, а также Джека и Салли. Когда Джек и Салли объявляют о своем расставании, это вызывает тектонические сдвиги в браке Гейба и Джуди и провоцирует их на столкновение с собственным недовольством и неуверенностью. Фильм исследует темы измены, кризисов среднего возраста и часто болезненного разрыва между романтическими идеалами и реальностью.
Сценарий Аллена сочетает в себе фирменное остроумие с глубокой, меланхоличной интроспекцией, раскрывая внутренний мир героев с редкой проницательностью. Диалоги звучат настолько аутентично, что кажется, будто подслушаны из реальной жизни: персонажи часто говорят мимо друг друга, обнажая свои уязвимости и эгоизм, что делает их отношения одновременно болезненными и узнаваемыми.
Первая постановка в России — МХТ им. Чехова (режиссер К. Богомолов, 2017 год, в ролях: И. Гордин, Д. Мороз, И. Верник, А. Ребенок и др.)
Константин Богомолов: «Сюжетно спектакль отталкивается от тривиальной истории: благополучная, на первый взгляд, пара решается развестись. Их друзья сначала реагируют на новость с изумлением, но, задумавшись, понимают, что изумляться нечему, и их собственная семейная жизнь давно дала трещину…»